Закон о сертификации
Закон о сертификации
В настоящее время главным действующим Законом о сертификации является ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Кроме него регулируется оценка соответствия отдельных групп товаров другими Федеральными законами. Некоторые из них имеют название – Технические регламенты.
История создания текущей версии Закона о сертификации охватывает период в два десятилетия. Первый такой закон был принят в июне 1993 года. Он имел название Закон «О сертификации продукции и услуг», включал основные требования, правила и порядок проведения работ по оценке соответствия товаров и услуг. В него в течение времени вносились изменения, способствующие гармонизации российского закона с требованиями Всемирной торговой организации и международными требованиями и правилами.
Кроме того, версия 1996 года данного Закона потребовалась для того, чтобы установить, что сертификат, оформленный в региональных сертификационных центрах, распространял свое действие на всю территорию РФ. Были определены: обязательность сертификации для любых организационных форм предприятий; разрешена и добровольная сертификация на товары, для которых установлено требование обязательного подтверждения соответствия, установлены участники процедуры сертификации, определен орган аккредитации – Госстандарт.
Данная сфера в те годы стремительно развивалась, уже 27 декабря 2002 года была принята первая версия ФЗ № 184. Данный закон регламентирует выполнение процесса сертификации, декларирования и другого подтверждения соответствия любых товаров на территории России. Он определяет порядок проведения оценки соответствия, цели, принципы, ее формы, признание выявленных результатов.
Закон устанавливает права и обязанности заявителей, которые желают оформить сертификат или декларацию соответствия, также органов сертификации и сертификационных лабораторий, центральных органов систем сертификации и других участников оценки соответствия.
Закон «О техническом регулировании» определяет также требования к следующим способам и объектам технического регулирования:
- к стандартизации;
- к разработке и вводу в действие обязательных для исполнения всеми участниками российского рынка товаров Технических регламентов;
- порядок ввоза на территорию РФ товаров, для которых требуются подтверждающие соответствие документы;
- порядок проведения аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий и другие аспекты технического регулирования.
Основной Закон о сертификации определяет сферы деятельности, для которых устанавливаются особые требования подтверждения соответствия и сертификации, в частности, вводимые иными Федеральными законами. К ним относятся:
- отрасль связи;
- атомная и ядерная энергетика и области их применения;
- оборонная промышленность;
- вооружение и военная техника;
- сферы деятельности, связанные с государственной тайной;
- электромагнитная совместимость;
- сфера энергосбережения;
- охрана окружающей среды;
- санитарно-гигиеническая сфера;
- промышленная безопасность;
- космическая деятельность и другие области хозяйствования.
Федеральные законы, на основе которых принимаются в действие Технические регламенты, также являются законами о сертификации. Они согласовываются с ФЗ № 184 и в обязательном порядке включают оценку соответствия рассматриваемых в конкретном ТР видов продукций, товаров или процессов с ними связанных. Они уточняют порядок сертификации и содержат общие требования к определенным товарам, которые учитывают их специфику.
В настоящее время на территории страны действует около 20 ТР РФ. Они со временем будут замещены вводимыми в действие межнациональными требованиями сертификации, действующими на территории Таможенного Союза. Их функционирование согласовано с действующими положениями ФЗ «О техническом регулировании».
Принимаются обязательные для исполнения Технические регламенты Таможенного Союза на основе Решений Комиссии ТС или Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, которая создана в конце 2011 года и в настоящее время является постоянно действующим регулирующим органом Единого экономического пространства и Таможенного союза. Комиссия Таможенного Союза упразднена, Коллегии ЕЭК переданы ее полномочия. Коллегия ЕЭК имеет статус наднационального органа управления, не подчинена какому-либо правительству. Ее Решения на территории трех стран обязательны для исполнения.
воспользовавшись формой