Закон о защите прав потребителей
Закон о защите прав потребителей
«Закон о защите прав потребителей» – так именован Федеральный закон № 2300-1, принятый 7 февраля 1992 года. Он выполняет следующие действия:
- направлен на просвещение, общественную и государственную защиту интересов потребителей услуг, продукции, работ;
- определяет механизмы реализации прав потребителей товаров и услуг;
- устанавливает права покупателей товаров (работ, услуг);
- определяет основное требование к товарам – они должны быть безопасными для здоровья, жизни, имущества потребителей, для окружающей среды, иметь надлежащее качество;
- регулирует возникающие взаимоотношения между потребителями и производителями товара, а также различными посредниками (импортерами, продавцами);
- регулирует необходимость получения требуемого объема информации о товарах (работах, услугах), о производителях (импортерах, продавцах).
ФЗ № 2300-1 имеет следующее содержание: преамбулу; общие положения (17 статей различной направленности); главу о защите прав потребителей товаров; главу о защите прав потребителей услуг и работ; главу об общественной и государственной защите прав потребителей.
Например, Закон предполагает в ряде случаев возврат изготовителю или предприятию-продавцу товаров, ранее приобретенных покупателем. Это может быть при неудовлетворительном качестве продукции. Покупатель имеет отказаться от покупки в отведенное законом время. Часто продавцы категорически отказываются осуществить возврат товаров неудовлетворительного качества, тем самым идут на прямое нарушение Закона.
Покупатель в соответствии со статьей 25 ФЗ предоставляет покупателю право обменять некачественный товар на аналогичные изделия соответствующего качества или осуществить возврат товара продавцу с выплатой его стоимости. Более того, потребители обладают правом требовать компенсацию ущерба, если он был нанесен покупателю продукции неудовлетворительного качества. Нарушением действующего законодательства являются любые уклонения продавца, они предусматривают серьезные санкции.
От качественных товаров покупатель также имеет право отказаться , если исполняются определенные условия, включая следующие: сохранение эстетических и качественных характеристик товара; наличие чека, доказывающего покупку товара в конкретном торговом предприятии; наличие целостности упаковки изделия.
При возврате товара продавец должен оформить акт возврата, который подписывается обеими сторонами. В данном документе указываются: полное наименование организации-продавца, паспортные данные покупателя, дата покупки, срок приобретения, сумма, подлежащая возврату.
Отказ предприятия-продавца обратно принимать качественный товар и оформлять соответствующий акт является наиболее распространенным нарушениям прав потребителей. Пода заявление в контролирующие органы или в суд, потребитель в этой ситуации может реализовать свое законное право потребителя.
Закон о защите прав потребителей распространяется не на все отношения. Например, при продаже одним гражданином другому какую-либо вещь ФЗ № 2300-1 не действует (общие нормы гражданского законодательства применяются в таком случае). Когда эта же вещь приобретается у компании-продавца, производящей или поставляющей такие изделия, покупатель получает статус потребителя. Законодательство о защите прав потребителей распространяется на такие отношения.
Исполнение Закона о потребителях, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других аналогичных нормативных и законодательных документов лежат в основе функционирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данная структура, которую принято сокращенно называть Роспотребнадзором, создана Указом Президента РФ № 314 от 9 марта2004 г. Федеральная служба осуществляет надзорные, разрешительные и другие функции, определенные ей соответствующими Постановлениями Правительства и Указами Президента через территориальные структуры.
воспользовавшись формой